Опасное налоговое планирование

Согласно результатам исследований KPMG и Pwc, компании все меньше используют явные и опасные схемы ухода от налогов. Вместо этого организации активно применяют льготы и иные безопасные способы оптимизации налогов. Такая тенденция объясняется повышением жесткости и качества налогового администрирования. Все больше и больше схем раскрывается налоговыми органами, которые получают поддержку в суде.

То, что компании перестают применять откровенные схемы ухода от налогов, наблюдается, в первую очередь, на Западе. Однако и в России наблюдается такая тенденция. Сейчас в России налоговые органы ведут борьбу с организациями, в основном, по двум направлениям: выплата зарплат в конверте и убыточность. Для этого бухгалтер и директор компании приглашаются на «зарплатные комиссии» и комиссии по убыточным организациям. Отчасти благодаря таким действиям налоговиков зарплаты действительно «обеляются». В принципе, работник от этого тоже выигрывает: ведь чем больше доход, тем больше отчислений в фонды, в том числе и в Пенсионный Фонд.

Газета Ведомости сообщает, что в некоторых европейских странах организации могут согласовать с налоговиками трактовки закона. В России прямо такая возможность не закреплена в налоговом законодательстве. Тем не менее, в соответствии с Налоговым кодексом, Минфин России письменно разъясняет положения законодательства о налогах и сборах по запросам налогоплательщиков. Это означает, что если налогоплательщику что-то непонятно в НК РФ, он может обратиться с запросом в Минфин России. Последний обязан дать разъяснения в течение двух, или максимум трех месяцев. В дальнейшем, если налогоплательщик воспользовался полученными разъяснениями, он освобождается от ответственности, если выполнение этих разъяснений привело к совершению налогового правонарушения (пп.3 п.1 ст. 111 НК РФ).

По сути, получение разъяснений от Минфина России – это то же согласование трактовки налогового законодательства. Организация уж точно не будет виновата, если в своих действиях руководствовалась разъяснениями налоговых органов. При этом неважно, выполняет ли компания разъяснения, данные ей непосредственно или же обращенные неопределенному кругу лиц. В системах КонсультантПлюс и Гарант размещаются ответы Минфина на вопросы о применении налогового законодательства. Эти письма Минфина обращены ко всем, кто их читает. И если Вы ими воспользуетесь, налоговые органы уже не смогут оспорить Ваши действия – для них разъяснения Минфина обязательны (пп.5 п. 1 ст. 32 НК РФ).

Правда, есть проблема. По очень многим вопросам Вы сможете найти абсолютно противоположные позиции Минфина России. Тем не менее, исходя из логики добросовестности налогоплательщика можно сделать вывод, что для налогового органа будет обязательно именно то разъяснение, которым Вы воспользовались, а не какое-нибудь другое, которое вытащил из-за пазухи налоговик.

Многие компании постепенно начинают придерживаться такой точки зрения, что проще пользоваться разными льготами и послаблениями НК РФ, чем придумывать какие-то сложные схемы. Налоговый кодекс содержит большое количество льгот, которые выражаются в освобождении от уплаты налога, в уменьшении налоговых ставок, в предоставлении отсрочки по уплате налога. Существуют и специальные налоговые режимы, при применении которых организация уплачивает один налог вместо четырех. Так, например, по УСН есть возможность платить государству 6% от величины доходов или 15% от прибыли, вместо 24% налога на прибыль, а также НДС, налога на имущество и ЕСН. То же самое и по ЕНВД. Однако далеко не все организации, которые по условиям НК РФ могут применять УСН и ЕНВД, реально этим пользуются.

Для того чтобы законно минимизировать налоги, компания должна хорошо разбираться в налоговом законодательстве, изучать постоянно судебную практику. УСН и ЕНВД рассчитано на малый и средний бизнес. У многих просто нет такой возможности нанять юриста-специалиста или обратиться в консалтинговую компанию, а директор не всегда обладает юридическими познаниями.

В других случаях государство не хочет предоставлять возможность организациям легально минимизировать налоговые обязательства. Так, например, для того чтобы компания могла перейти на уплату ЕНВД, муниципальное образование должно принять соответствующий акт о возможности применения ЕНВД по определенным видам деятельности на его территории. В Москве же ЕНВД можно применять только в отношении распространения или размещения наружной рекламы. Все другие небольшие компании, занимающиеся розничной торговлей, оказанием бытовых услуг, услуг по хранению транспортных средств должны платить все обычные налоги. Вот так и получается, что государство само толкает организации на серьезное уклонение от уплаты налогов.

Тот факт, что организации постепенно отказываются от применения налоговых схем, не одинаково характерен для регионов. В Москве, Санкт-Петербурге, возможно, действительно прослеживается такая тенденция. Однако это совсем нельзя сказать о Северо-Кавказском регионе. Несколько лет назад, уровень теневой экономики (куда входит и незаконная оптимизация налогообложения) на юге России угрожал экономической безопасности страны. Даже судебная практика свидетельствует о том, что на Северном Кавказе налоги платят очень мало и плохо. Количество рассмотренных судебных дел в несколько раз ниже, чем в Московском, Северо-Западном, Западно-Сибирском округе. Это может говорить о том, что организации достаточно редко прибегают к решению своих проблем через суд – проще дать взятку. Да и среди аналитиков и консультантов я видела недоверие к решениям ФАС Северо-Кавказского округа. Мол, по мотивировочным частям постановлений вообще непонятно, как можно было так решить дело.