Деловая цель и налоговая выгода

Вчера, делая обзор судебно-арбитражной практики, наткнулась на одно интересное дело, связанное с принятием расходов на УСН. Суд весьма загадочным способом увязал возможность уменьшения полученных доходов на сумму расходов с критерием деловой цели. Решила написать о судьбоносном решении Пленума Высшего Арбитражного Суда № 53 от 12.10.2006 г., которое как раз и ввело такие понятия как «деловая цель» и «необоснованная налоговая выгода».

До вынесения этого постановления арбитражная практика очень часто ссылалась на некую добросовестность налогоплательщика. Точнее, добросовестность служила критерием, разграничивающим законную и неправомерную налоговую оптимизацию. В соответствии с п. 6 ст. 108 НК РФ, лицо считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в установленном порядке. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу этого лица.

В Постановлении № 53 ВАС РФ указал, что надо исходить из презумпции добросовестности налогоплательщика. То есть, предполагается, что действия налогоплательщика, которые направлены на получение налоговой выгоды, экономически оправданны и имеют право на существование. ВАС РФ дал определение понятию «налоговая выгода»: это получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета, уменьшение размера налоговой обязанности вследствие:

  • уменьшения налоговой базы-
  • получения налогового вычета-
  • получения налоговой льготы-
  • применения более низкой налоговой ставки.

При этом налоговая выгода может быть обоснованной (то есть правомерной) или необоснованной. ВАС РФ привел много критериев определения этой обоснованности, один из них касается расходов. Налоговая выгода будет признана необоснованной, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами. То есть отражение в целях налогообложения расходов должно совпадать с их реальным осуществлением, плюс расходы должны быть экономически разумными. Цели делового характера — это и есть отражение расходов, обусловленных разумными экономическими и иными причинами.

Решение ФАС Уральского округа (от 16.08.2007 г.) как раз опирается на этот критерий деловых целей. Налогоплательщик, применяющий УСН, уменьшил полученные доходы на сумму затрат на оплату услуг предпринимателей по доставке продукции. При этом налогоплательщик представил все возможные документы (то есть расходы были реально осуществлены и документально подтверждены). Однако налоговый орган не согласился принять такие расходы. Суд поддержал налоговый орган, ФАС отправил дело на новое рассмотрение. В качестве причин ФАС указал, что для того чтобы учесть расходы в целях налогообложения они должны соответствовать не только критериям обоснованности и подтвержденности, но еще и критерию деловой цели.

Из такого судебного решения можно сделать один вывод: для признания расходов мало исполнения норм НК РФ, нужно также соответствовать достаточно субъективному критерию — цели делового критерия.

Статьи по теме:

  • Правильные расходы
  • Когда законное становится незаконным?