Проблема разграничение договора возмездного оказания услуг и…

ipo.jpg

Договор возмездного оказания услуг — один из наиболее распространенных видов договоров в хозяйственной деятельности организаций, вне зависимости от вида экономической деятельности. Но часто юристы не видят разницы между договором возмездного оказания услуг и договором подряда.
Для начала напомню понятие договора возмездного оказания услуг, данное в статье 779 ГК РФ: «По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.»
А так же напомню понятие договора подряда, данное в статье 702 ГК РФ: «По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.»

На деле многие юристы не разграничивают договор возмездного оказания услуг и договор подряда. Причина этому довольно банальна — несовершенство нашего законодательства. Ситуацию запутывает статья 783 ГК, устанавливающая, что общие положения о подряде вообще и о бытовом подряде в частности применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит ст. ст. 779 — 782 ГК, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг. ГК РФ не проводит четкого разграничения между услугами как объектом договорных отношений и работами, выполненными по договору подряда. В итоге понятие «услуга» в российском праве имеет размытые границы, обладая множеством смысловых оттенков.
Многие ученые и практикующие юристы рассматривают услугу как правовую категорию, граничащую с подрядными работами, подчеркивая, что если в обязательствах подрядного типа результат выполненных работ всегда имеет овеществленную форму, то в обязательствах об оказании услуг результат деятельности исполнителя не имеет вещественного содержания.
Но ведь так не всегда. Действительно, чаще услуга не имеет вещественного содержания (например, оказание услуг по перевозке пассажиров, оказание образовательных услуг и т.д.). Однако же еще существуют услуги, целью которых является не только процесс деятельности (консультирование, лечение и т.п.), но и достижение определенного желаемого овеществленного (как правило, индивидуализированного) результата (например, индивидуальный пошив одежды представляет собой вид бытовой услуги, имеющей целью получить определенный материальный результат, который вполне отделим от личности исполнителя). При этом процесс оказания услуги, т.е. деятельность, посредством которой создается данный материальный результат, осуществляется таким образом, что в итоге формируется (проявляется, создается) желаемый материальный результат. Следовательно, если результат материален, то услуга, ему предшествующая, содержит в себе ряд качеств и свойств, присущих данному результату. Таким образом, услуга содержит в себе элементы результата и, соответственно ему, может быть материальной или нематериальной.
Соответственно, материальный результат как критерий разграничения договоров оказания услуг и договоров подряда нельзя признать безукоризненным, так как значительная часть услуг имеет своей целью получение определенного материального результата, который отделим от действий или деятельности исполнителя и существует самостоятельно.На основание вышеизложенного, можно сделать вывод, что в зависимости от вида желаемого, согласованного в договоре и получаемого результата, услуги можно разделить на:
— нематериальные (например, перевозка пассажиров, оказание образовательных услуг и т.п.)-
— материальные (индивидуальный пошив одежды, строительство дома и т.п.).Специфическим критерием услуги является то, что она как объект договора создается (получается) усилиями двух сторон: исполнителя и заказчика. Первый совершает действия, направленные на создание (достижение) и передачу заказчику согласованного результата в целях его личного использования, а второй совершает действия, направленные на получение (потребление) для личного использования согласованного и ожидаемого результата.