Сделки с правосудием узаконены

В Западных странах давно практикуются сделки с правосудием. Особо внимательные зрители сериалов, детективов, боевиков могли обратить внимание на переговоры между подозреваемым (обвиняемым, подсудимым) и следователем (прокурором), суть которых зачастую сводится к следующему: сдаешь подельников и даешь против них показания – получаешь такой-то срок.

В общем-то, и в практике отечественных правоохранительных органов существовали и существую подобные «квази-сделки с правосудием». Почему квази? Дело в том, что по содержанию они, может быть, и похожи на свой заграничный аналог, однако у нас подозреваемый (обвиняемый), заключивший подобную «сделку», надеется только на честное слово второй стороны, поскольку его права и интересы при этом ничем не гарантированы.

Тем не менее, для всех давно очевидна практическая польза и положительный эффект таких сделок. Иногда, конечно, поднимается вопрос об их этичности. Однако примеры, когда заключение подобных сделок с правосудием позволяло заканчивать уголовные дела в отношении глав преступных групп и сообществ обвинительными приговорами, ставят точку в этих спорах.

Как бы то ни было, длительный период дискуссий о возможности и необходимости сделок с правосудием в нашем уголовном процессе закончился принятием Федерального закона №141-ФЗ от 29.06.2009 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», которым вводится институт досудебного соглашения о сотрудничестве.

Итак, что это такое будет (тезисно):

1. Закрепляется следующее определение: досудебное соглашение о сотрудничестве – соглашение между сторонами обвинения и защиты, в котором указанные стороны согласовывают условия ответственности подозреваемого или обвиняемого в зависимости от его действий после возбуждения уголовного дела или предъявления обвинения (п.61 ст.5 УПК РФ).

2. Досудебное соглашение о сотрудничестве подписывается прокурором, подозреваемым (обвиняемым), защитником. В нем, помимо прочего, указывается действия, которые подозреваемый или обвиняемый обязуется совершить при выполнении из обязательств, указанных в досудебном соглашении о сотрудничестве.

3. Предусматривается ряд специфических особенностей проведения предварительного следствия в отношении лиц, заключивших досудебное соглашение о сотрудничестве, а также ряд особенностей проведения судебного заседания и вынесения судебного решения по уголовному делу.

4. В случае заключения досудебного соглашения о сотрудничестве при наличии смягчающих обстоятельств, предусмотренных пунктом «и» части первой статьи 61 УК РФ, и отсутствии отягчающих обстоятельств срок и размер наказания не могут превышать половины максимального срока или размера наиболее строго вида наказания, предусмотренного соответствующей статьей УК РФ. В случае же заключения такого соглашения, если соответствующей статьей УК РФ предусмотрены пожизненное лишение свободы или смертная казнь, эти виды наказания не применяются, а срок и размер наказания не могут превышать двух третей максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного соответствующей статьей УК РФ.

5. На подозреваемого или обвиняемого, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве, распространяются меры государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства.

Все это, конечно, своевременно и полезно, но лично у меня (неспециалиста в уголовном процессе) создалось впечатление недоработанности института сделки с правосудием (досудебного соглашения о сотрудничестве). Возможно, через некоторое время мы увидим изменения и дополнения к нему, а пока будем следить как будет складываться соответствующая практика.